Права граждан

Законодателем отменены возрастные ограничения при получении единовременных 

компенсационных выплат медицинским работникам в рамках государственных программ

«Земский доктор» и «Земский фельдшер»

Правительством упразднены возрастные ограничения при получении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в рамках государственных программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1347 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (срок реализации до 2024 г.), существенно затрагивающие положение господдержки врачей на селе в рамках подпрограмм «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

Так, со 02 ноября текущего года упразднены возрастные ограничения при получении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачи, фельдшеры), переехавшим на работу в сельские населенные пункты (поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора, а также поселки городского типа либо города с населением до 50 тыс. человек).

Ранее на соответствующую выплату могли рассчитывать только врачи и фельдшеры в возрасте до 50 лет.

Врачам предоставляется подъемная выплата в 1 млн. рублей, фельдшерам — 500 тыс. рублей, которую можно потратить на улучшение жилищных условий. При этом медработник обязуется отработать в сельской местности не менее 5 лет.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

 

 Расширен перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь

Приказом Минздрава России от 05.09.2019 № 728н «О внесении изменения в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н» расширен перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим психическими расстройствами, право на дополнительную жилую площадь.

Указанный перечень, включающий в себя хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, дополнен детским аутизмом и атипичным аутизмом (коды заболеваний по Международной классификации болезней МКБ-10 F84.0, F84.1).

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Ответственность застройщиков. Неустойка.

 Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов, иных объектов недвижимости, устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Указанным законом устанавливается понятие договора об участии в долевом строительстве, порядок его заключения и обязательные условия, которые должны содержаться в таком договоре. Одним из обязательных положений договора об участии в долевом строительстве является указание в договоре на срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.

В случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.

Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.

При этом, в силу сформировавшейся судебной практики, размер неустойки, выплачиваемой в случае нарушения срока передачи застройщиком объекта долевого строительства, не может быть изменен соглашением сторон (п. 21 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013).

Неустойка (пеня) выплачивается застройщиком также в случае, нарушения срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства, установленного частью 6 статьи 7 Федерального закона № 214-ФЗ по согласованию между застройщиком и участником долевого строительства, если жилое помещение приобретено участником долевого строительства для личных, семейных, домашних и иных нужд, за исключением предпринимательской деятельности, в размере, определяемом пунктом 1 статьи 23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также иным обязательным требованиям.

В случае, если объект долевого строительства построен застройщиком с отступлениями от условий договора или указанных обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

  • соразмерного уменьшения цены договора;

  • возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора, в частности, в случае неисполнения застройщиком указанных обязанностей.

Неустойка может быть выплачена застройщиком участнику долевого строительства в добровольном порядке по результатам рассмотрения претензии, направленной в адрес застройщика. Однако в случае отказа застройщика от уплаты неустойки, она может быть взыскана участником долевого строительства в судебном порядке с учетом требований, предъявляемых Гражданским процессуальным кодексом РФ к содержанию искового заявления. В исковом заявлении должны быть указаны: наименование суда, сведения об истце, ответчике, нарушении прав истца, обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, цена иска, перечень прилагаемых документов, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 131 ГПК РФ). По общему правилу подобного рода иски предъявляются по месту нахождения застройщика.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Ограничения и требования, предъявляемые к гражданскому охотничьему оружию,

которые начнут действовать с 30 января 2020 года.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 280-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и статью 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к гражданскому охотничьему оружию отнесено охотничье метательное стрелковое оружие, не имеющее механизмов фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (лук) и сила дуги которого составляет более 27 кгс либо имеющее механизм фиксации упругих элементов в напряженном состоянии (арбалет) и сила дуги (дуг) которого составляет более 43 кгс.

Законом установлен запрет продажи охотничьего метательного стрелкового оружия гражданам, не представившим охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (общее количество приобретенного гражданином охотничьего метательного стрелкового оружия не должно превышать 5 единиц).

Предусмотрено, что приобретенное гражданином охотничье метательное стрелковое оружие подлежит регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия (кроме того, граждане не реже одного раза в пять лет обязаны представлять медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ).

Федеральный закон вступает в силу 30.01.2020.

Заместитель городского прокурора Горбачева Л.Н.

Утвержден перечень случаев, при которых допускается использование животных

в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами

специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также не необособленных территориях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 №1212 утвержден перечень случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях.

К таким случаям отнесены: организация и проведение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления официальных церемоний и других торжественных мероприятий, посвященных праздникам, установленным федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; производство фильмов организациями кинематографии; производство продукции средств массовой информации; производство рекламы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о рекламе;

организация и проведение цирковых представлений с участием животных в рамках гастрольной деятельности цирков и зоотеатров; организация и проведение спортивных соревнований, в которых в соответствии с правилами видов спорта участвуют животные;организация и проведение выставок животных, а также мероприятий научной, образовательной и просветительской направленности с демонстрацией животных.

Данное постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

С 25 октября 2019 года вступили в силу изменения, направленные на более широкое внедрение в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Арбитражный процессуальный кодекс Российский Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», которые вступили в законную силу с 25 октября 2019 года.

Внесенные изменения направлены на более широкое внедрение в сферу осуществления правосудия способов урегулирования споров посредством использования примирительных процедур.

Новые нормы, устанавливают виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации.

В частности Гражданский процессуальный кодекс Российский Федерации дополнен  главой 14.1: — «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

Нормами этой главы введены правила, устанавливающие порядок и сроки проведения примирительных процедур, установлены виды примирительных процедур: — переговоры; посредничество, в том числе медиация; судебное примирение, определены результаты примирительных процедур.

Необходимо подчеркнуть, что судебное примирение – это новый вид процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Установлено, что порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим ГПК РФ и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации. Определено, что судебным примирителем является судья в отставке.

Кроме того, закреплено право третьих лиц выступать участниками мирового соглашения. Введены положения, дополняющие порядок рассмотрения судом вопроса об утверждении мирового соглашения, правила, касающиеся содержания мирового соглашения, а также порядок исполнения мирового соглашения.

Также важными изменениями являются:

действия Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» распространено на споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

 — изменения, связанные с возвратом госпошлины:- в случае примирения сторон, признания ответчиком иска или отказе истца от заявления предусмотрена частичная компенсация госпошлины истцу. При этом размер возвращенной суммы зависит от того, на каком этапе было прекращено судопроизводство по делу от 30 до 70%;

предоставление судье, пребывающему в отставке, права осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе;

придание медиативному соглашению, достигнутому сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения силы исполнительного документа.

Заместитель городского прокурора Горбачева Л.Н.

Определен порядок рассмотрения органами прокуратуры обращений

предпринимателей на действия правоохранительных органов

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.09.2019 № 665 утвержден Регламент рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов, поступающих посредством цифровой платформы для приема таких обращений.

Установлены процедура и срок рассмотрения обращений, основания для его продления.

Определено, что не подлежат рассмотрению в порядке нового регламента обращения, которые не содержат доводов о нарушениях прав предпринимателей, связанных с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.

Регистрация таких обращений производится не позднее одного рабочего дня с момента поступления на цифровую платформу.

Срок рассмотрения обращения предпринимателя о давлении правоохранительных органов не должен превышать 14 рабочих дней с момента его регистрации в случае, если обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. При необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий срок смогут продлить до 30 дней, а в исключительных случаях еще на 30 дней.

Регламент рассмотрения обращений вступит в силу со дня ввода в эксплуатацию цифровой платформы для приема обращений субъектов предпринимательской деятельности в связи с оказанием на них давления со стороны правоохранительных органов.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Разъяснены отдельные положения предоставления мер

социальной поддержки в период безработицы

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гражданина на положения закона, которые позволяют органу службы занятости не признать его безработным без документа о квалификации, когда гражданин прекратил вести индивидуальную предпринимательскую деятельность или не работал больше года.

Так, в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления установленных законом документов.

В развитие норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан.

Для отдельных категорий безработных граждан предусмотрено специальное регулирование, в том числе в части определения критериев подходящей работы, а также размера назначаемого им пособия по безработице. К их числу относятся, в частности, граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что оказание содействия в подборе подходящей работы данной категории граждан не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника образования того или иного уровня и (или) определенной квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей.

Исходя из этого непредставление документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует предоставлению установленных законом мер социальной поддержки в период безработицы.

Кроме того, суд указал, что перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, сформулирован исчерпывающим образом и не включает в себя граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документы, удостоверяющие их квалификацию.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Верховный суд Российской Федерации разъяснил порядок уведомления должника

о приостановлении подачи электроэнергии

Поводом к судебному разбирательству явилось несогласие ресурсоснабжающей организации с вынесенным органом государственного жилищного надзора предписанием по факту введения ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению должнику без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток.

Напомним, что отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Как предусмотрено подпунктом «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.

В соответствии с пунктом 119 Правил № 354 исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем.

Однако Верховный суд разъяснил, что сам по себе факт направления в адрес должника предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Применение статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям между организацией и потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению не соответствует нормам материального права, поскольку правоотношения по обеспечению коммунальными услугами жилого дома (помещения, квартиры) находятся в сфере регулирования жилищным законодательством о защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

В данном случае необходимо руководствоваться Правилами № 354 и исходить из того, что ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить получение потребителем соответствующего предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги.

При рассматриваемых обстоятельствах ограничение подачи электроэнергии в квартире гражданина признано Верховным судом неправомерным. 

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Введена административная ответственность за нарушение прав работника

при выборе кредитной организации

Федеральным законом от 26.07.2019 № 221-ФЗ дополнена статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Напомним, что статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право работника на выбор кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата. При этом, сообщить в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы необходимо не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.

Новая редакция части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.

Ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения предусмотрена в виде предупреждения либо административного штрафа для должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей, а для юридических от 30 000 до 50 000 рублей.

Изменения вступили в законную силу 06.08.2019.

Заместитель городского прокурора Горбачева Л.Н.

Изменены правила подачи исковых заявлений

в суды общей юрисдикции

Федеральным законом Российской Федерации от 20.11.2018 № 451-ФЗ внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части порядка направления исковых заявлений в суд.

Статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.

С 1 октября 2019 при подачи искового заявления в суд истец обязан приложить к исковому заявлению уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, внесенными изменениями в п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые вступят в силу с 30.03.2020, на истца возложена обязанность указывать определенные сведения об ответчике.

К таким сведениям относятся: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), а для организации - наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер. 

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.

Юридические особенности установления

факта трудовых отношений

Сегодня распространенными остаются случаи нарушения прав работника на надлежащее оформление трудовых отношений работодателями, поскольку зачастую они уклоняются от заключения трудового договора либо подменяют его договором гражданско-правового характера.

Для того чтобы работник мог защитить свои права, ему необходимо доказать факт наличия трудовых отношений с работодателем.

На основании статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Если трудовой договор работодателем не был надлежащим образом оформлен, работнику следует обратиться в городской (районный) суд с заявлением об установлении факта трудовых отношений.

При этом, чтобы доказать факт трудовых отношений между работником и работодателем, необходимо использовать следующие доказательства: свидетельские показания, табель учета рабочего времени, ведомости на выдачу заработной платы, пропуск на территорию работодателя, товарные накладные от его имени, документы о прохождении медицинского осмотра по направлению работодателя, доверенность на получение материальных ценностей, удостоверение о проверке знаний по охране труда, удостоверение о прохождении аттестации (повышении квалификации), сведения из переписки по электронной почте, в социальных сетях о поручениях, заданиях работникам, информация о соответствующих денежных переводах.

Приводя доказательства, работник должен позаботиться о том, чтобы они не противоречили друг другу и позволяли суду установить все необходимые составляющие трудовых отношений.

Помощник прокурора Моисеева О.В.

Установлена выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения

за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.08.2019 № 412п утверждён Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Россией в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ, получающим пенсию (в том числе страховую пенсию по старости без фиксированной выплаты), установленную в соответствии с Законом о страховых пенсиях, Законом о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, Законом о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне. Ее предоставляет ПФР через свои территориальные органы.

К указанным лицам относятся в том числе Герои Советского Союза, Российской Федерации, Социалистического Труда, Труда РФ; награжденные орденом Ленина, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней; лауреаты Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии Российской Федерации (РСФСР); чемпионы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр.

Рассмотрение заявления о назначении обеспечения и принятие решения о назначении обеспечения осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня его приема со всеми необходимыми документами.

Помощник городского прокурора Моисеева О.В.