Ленинградская область
Лужский муниципальный район
Администрация Скребловского сельского поселения
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 декабря 2016 года № 534
Об утверждении Порядка осуществления
правового просвещения и правового
информирования граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Порядок осуществления правового просвещения и правового информирования граждан, согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального обнародования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации Н.Е.Кулакова
Приложение к постановлению
от 12 декабря 2016 года № 534
Порядок осуществления правового просвещения и правового
информирования граждан.
Преамбула
Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Основные понятия и их определения
Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Порядка с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Порядка:
образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;
просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;
непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов - социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);
образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;
общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;
неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;
просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела");
просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;
пропаганда - распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учений, взглядов, знаний; идейное воздействие на широкие массы;
эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.
2. Понятие права на правовое просвещение
Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения.
3. Всеобщность права на правовое просвещение
Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.
Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.
4. Неотъемлемость права на правовое просвещение
Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.
5. Обязанности должностных лиц администрации по обеспечению права граждан на правовое просвещение.
Органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия:
- разрабатывают и осуществляют политику в сфере правового просвещения;
- издают правовые акты, обеспечивающие развитие и работу сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности;
- осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на правовое просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области.
6. Основные принципы правовой просветительской деятельности
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
- признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
- автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
- плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан, не запрещенных законом, заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
- недопустимость какой-либо незаконной цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
- достоверность сообщаемой информации;
- партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
- учет местных особенностей территории;
- учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.
Раздел II . Современная ситуация правового просвещения в поселении
и тенденции ее развития.
Состояние правовой культуры населения, нормативности его сознания, желание и готовность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка в стране.
Нормативность сознания населения является главным показателем его социальной направленности (целей и мотивов поведения), определяет настоящее и будущее развитие общества.
Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главная государственная задача - повышение уровня культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека.
Уровень доверия населения к различным социальным и политическим институтам выступает значимым фактором его социальной и политической активности и включенности, оказывает непосредственное влияние на темпы и результаты социально-экономического развития территории.
Раздел III. Цели, принципы, задачи и основные направления правовой просветительской деятельности в поселении
7. Понятие системы просвещения
Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
- учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
- муниципальные органы, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности;
- негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь;
- волонтерские организации;
- средства массовой информации.
8. Социальные функции правового просвещения
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
- образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
- информационную: расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, доступность решений Европейского суда и обеспечения единства применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
- агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных просветительских организаций в целях привлечения новых членов;
- консультативную: распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
9. Цели просветительской деятельности
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - профилактика правового нигилизма, предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов и выработка у населения установки на правомерное поведение и правовую активность. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.
10. Приоритетные задачи просветительской деятельности
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
- использование научного и культурного потенциала страны в интересах повышения уровня правового сознания и правовой культуры граждан;
- своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях государственных органов и разъяснение целей принятия этих решений;
- содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;
- способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
- содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
- формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
11. Направления просветительской деятельности
Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с целями и задачами. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
- общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; правовое, научное просвещение;
- специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.
12. Направления правового воспитания
Правовое воспитание школьников общеобразовательных учреждений.
Правовое просвещение учащихся среднеспециальных учебных заведений.
Правовое воспитание детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Правовое воспитание граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Правовое воспитание лиц, осужденных к лишению свободы.
Правовое просвещение населения, проживающих в сельском поселении.
Правовое просвещение работающего населения в соответствии со спецификой их деятельности.
Правовое просвещение представителей малого бизнеса.
Правовое просвещение молодежи.
13. Формы просветительской деятельности
Для всестороннего осуществления просветительской деятельности необходимо и возможно использовать следующие формы:
- адаптированные уроки права для школьников разных классов;
- работа средств массовой информации: специальные колонки в печатных изданиях, телепередачи, программы на радио;
- работа в трудовых коллективах: организация лекториев по отдельным вопросам в зависимости от специфики деятельности организации;
- проведение обучающих семинаров, «круглых столов»;
- организация распространения печатной продукции: информационных буклетов, листовок, памяток, флайеров;
- адресное распространение информации отдельным категориям граждан, разъясняющее отдельные вопросы права;
- учреждение юридических клиник, консультаций в вузах и организациях;
- работа выездных агитационных бригад: выезды в территории с целью распространения правовой информации;
- формирование интернет страниц и сайтов;
- иные формы.
Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
14. Понятие просветительской программы
Под просветительской программой понимается разработанный документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
15. Принципы формирования просветительских программ
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
- целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
- адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
- достоверность предлагаемых для освоения сведений;
- доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
- научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
- учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
- взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
- взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
- учет региональных и местных особенностей территории.
16. Просветительские проекты
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
- тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
- территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
- проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.
17. Приоритетные задачи программ
- поднятие престижа права и воспитание уважения к закону у населения;
- создание условий для развития гражданской и правовой активности лиц, непосредственно реализующих права и свободы, в качестве независимых полноправных членов общества;
- изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений;
- широкое информирование населения о законодательстве.
18. Виды просветительских программ
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизни общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ:
- гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к государству, в котором они живут;
- политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
- юридическое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
- научное просвещение: популяризация достижений современной науки.
19. Просветительские мероприятия
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, именуемых мероприятиями, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на субъектов, осуществляющих просветительскую деятельность.
Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
Раздел V. Механизмы реализации правового просвещения.
Целенаправленная правовая пропаганда подразделяется на направления:
- информационное обеспечение законодательства;
- совершенствование системы юридического образования;
- совершенствование правового всеобучения населения.
Важное условие развертывания правового всеобуча, повышения правовой культуры населения - обеспечение доступности юридической информации, издание необходимым тиражом кодексов, справочной и популярной юридической литературы.
Отсутствие правовой информации и пропаганды прямо отражается на уровне правовой культуры, являющейся одним из условий в профилактике правонарушений и сохранении правопорядка в поселении.