Нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с распространением информации

Лужская городская прокуратура разъясняет

Нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с

распространением информации

Одной из наиболее ярко выраженных современных тенденций является формирование общества, характеризующегося высокой информированностью посредством применения технических средств и свободного доступа к информации. Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий способствует мгновенному распространению информации, сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности граждан, общества и государства. В связи с этим особую значимость приобретает обеспечение информационной безопасности граждан.

Достижение данной цели определено в качестве одного из главных приоритетов в документах стратегического планирования Российской Федерации, в том числе в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 и от 9 мая 2017 г. № 203 соответственно.

Непосредственно вопросы, связанные с обеспечением защиты информации, регламентируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон).

Согласно ст. 10 Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством. При этом прямо запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В целях ограничения доступа к интернет-сайтам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр), формирование и ведение которого осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Основаниями для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», являются:

решения федеральных органов исполнительной власти, перечень которых содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в отношении упомянутых в ч. 5 ст. 15.1 Закона информации и материалов;

постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица;

вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии со ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правом обращения в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, наряду с иными лицами, наделен прокурор.

В 2022 г. значительно расширен перечень установленных ч. 1 ст. 15.3 Закона оснований для обращения органов прокуратуры в Роскомнадзор с требованием об ограничении во внесудебном порядке доступа к ресурсам, распространяющим информацию с нарушением закона. К их числу, наряду с прочими, отнесены распространение под видом достоверных сообщений ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности; информации, направленной на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях; информационных материалов организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими либо террористическими, а также иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.