ЛУЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ (1)

ЛУЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ

Подписан закон, предусматривающий механизм обращения в доход государства денежных средств чиновников, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения

Федеральным законом от 06.03.2022 N 44-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции" предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства на счетах лиц, осуществление полномочий которыми влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Так, Федеральный закон "О противодействии коррупции" дополнен статьей 8.2 «контроль за законностью получения денежных средств». В данной статье указано, что в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее - проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств. В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок после ее завершения направляются лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры Российской Федерации.

Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых органы прокуратуры должны будут при наличии оснований обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход государства, установлен в размере
10 000 рублей.

С 10 января 2022 года расширена ответственность за неуплату алиментов

Должники по алиментам могут привлекаться к административной и уголовной ответственности, в том числе при их частичной уплате

Уточняется, что неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Аналогичные уточнения касаются неуплаты средств на содержание трудоспособными детьми нетрудоспособных родителей.

Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если в полном объеме погасило задолженность.

Корреспондирующие изменения внесены в статью 5.35.1 КоАП РФ "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей".

Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Федеральным законом от 28.01.2022 № 3-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в стаьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), которые направлены на усиление уголовной ответственности за совершение  преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

В этих целях часть 5 статьи 131 УК РФ "Изнасилование" и часть 5 статьи 132 УК РФ "Насильственные действия сексуального характера" дополнены положениями, предусматривающими  ответственность лица, имеющего судимость за ранее совершенное преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не только за преступление в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, но и за преступление в отноешнии несовершеннолетнего старше четырнадцати лет.

Таким образом, за совершение  указанных преступлений устанавливается  наиболее строгое  наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Аналогичная ответственность предусматривается  за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, если такие деяния совершены в отношении двух и более лиц, либо сопряжены с совершением  другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.

в часть первую статьи 57 УК РФ вносится корреспондирующее изменение, в соответствии с которым пожизненное лишение свободы устанавливается, в том числе, за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних независимо от их возраста.

Об установлении уголовной ответственности за оборот товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров

С 1 декабря 2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 01.07.2021 № 293-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом вводится уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции, продовольственных товаров с использованием заведомо поддельных средств идентификации для маркировки товаров, совершенные в крупном размере (части 1, 2 ст. 171.1 УК РФ).

Наказание за данное преступление предусмотрено вплоть до лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Полный текст закона опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: http://pravo.gov.ru.

Изменены правила обслуживания инвалидов в кинотеатрах

В целях неукоснительного обеспечения условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья с 01.03.2022 на владельцев кинозалов возложена обязанность по показу полнометражных национальных художественных или анимационных фильмов с субтитрами для глухих не реже 2 раз в неделю, в т.ч. с 18 ч. 00 мин. до 22 ч. 00 мин.

Демонстратор фильма также будет предоставлять возможность бронирования инвалидам по слуху билетов по коллективной заявке на сеансы имеющегося в репертуаре кинотеатра фильма с субтитрами. В случае, если коллективная заявка обеспечивает заполняемость кинозала не менее чем на 30% на выбранный сеанс, демонстратор будет обязан обеспечить показ такого фильма с демонстрированием субтитров на экране.

При этом информация о наличии в репертуаре, о времени начала и продолжительности сеансов фильмов с демонстрированием субтитров на киноэкране должна располагаться в кинотеатре в доступных для ознакомления местах, а также должна быть размещена на сайте демонстратора фильмов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии).

Кроме того, с 01.03.2022 в каждом кинотеатре должно быть установлено не менее чем три устройства для воспроизведения тифлокомментария, которые должны быть переданы слабовидящям (незрячим) гражданам на время просмотра фильма.

 Подлежит ли разделу сертификат на материнский капитал в случае развода супругов

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, и принадлежит тому, на чье имя он выдан.

Материнский капитал, являясь государственной целевой выплатой, не относится к совместно нажитому имуществу, в связи с чем разделу между супругами не подлежит.

Вместе с тем в случае реализации средств материнского капитала на улучшение жилищных условий семьи в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В такой ситуации бывший супруг, в случае раздела имущества, вправе и далее осуществлять правомочия собственника в отношении зарегистрированной за ним доли в праве собственности на жилое помещение.

О налоговом вычете за занятия спортом

Федеральным законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ в налоговое законодательство внесены изменений в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги.

Так, налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет к доходам, полученным начиная с 1 января 2022 года, в сумме, уплаченной в налоговом периоде за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Следует учитывать, что данные положения применяются, если на дату фактически произведенных налогоплательщиком расходов:

физкультурно-оздоровительные услуги включены в перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

физкультурно-спортивная организация, индивидуальный предприниматель, указанные в настоящем подпункте, включены в перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (далее - перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей), сформированный на соответствующий налоговый период.

Перечень физкультурно-спортивных организаций и индивидуальных предпринимателей на очередной налоговый период утверждает Минспорт России и размещает его на официальном сайте ведомства.

Указанный вычет будет предоставляться в размере фактически произведенных расходов. Однако он не должен превышать 120 000 рублей за год в совокупности с другими социальными вычетами, установленными Налоговым Кодексом Российской Федерации.

 Уголовным законодательством введена уголовная ответственность за неоднократное превышение скорости и неоднократный незаконный выезд на полосу встречного движения

Федеральным законом от 30.12.2021 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации с 10.01.2022 введена статья 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами».

Указанная статья Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения, связанных за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 и более 80 км/ч либо с выездом в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами за любое из деяний, предусмотренных ч. 7 ст. 12.9 и частью 5 ст. 12.15 КоАП РФ, либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренное настоящей статьей.

Санкция ст. 264.2 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Согласно примечанию к ст. 264.2 УК РФ действие статьи не распространяется на случаи фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

 Будьте внимательными при покупках в сети «Интернет»

Шанс столкнуться с кибермошенниками при совершении покупок в сети «Интернет» очень высок.

Во время покупок с использованием электронного кошелька, мобильного и интернет-банкинга риск потерять накопления увеличивается.

Будьте настороже:

- Заходите в свой интернет-банк или мобильный банк только с личного компьютера, планшета или смартфона. Обязательно ставьте на них пароль.

- Потеряли телефон, к которому подключен мобильный банк? Срочно позвоните в банк и отключите от утерянного номера все услуги.

- Отслеживайте операции по счету, подключив услугу мобильного банка. Так вы сможете оперативно реагировать на действия мошенников.

- Только лично пользуйтесь интернет-банком, не сообщайте посторонним лицам логин и пароль от Вашего аккаунта.

- Делая покупки или оплачивая услуги в Интернете, используйте отдельную карту. Вносите на нее лишь ту сумму, которую собираетесь потратить. Установите лимит по количеству операций в сутки.

В случае хищения денежных средств необходимо обратиться с соответствующим заявлением в полицию (через интернет сайт либо в отдел полиции), при наличии фактов волокиты со стороны должностных лиц полиции следует написать обращения в органы прокуратуры.

Внесены изменения в сроки замены паспорта граждан РФ

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 внесены изменения в положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, в том числе касающиеся сроков замены паспорта гражданина РФ.

В настоящее время срок замены паспорта в связи с достижением 20 и 45 лет увеличен с 30 до 90 дней.

Также в настоящее время по желанию гражданина в паспорте производятся отметки: о регистрации и расторжении брака; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста); о ранее выданных паспортах.

Необходимо отметить, что статьей 19.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ без паспорта или по недействительному паспорту. Наказание за совершение названного правонарушения предусматривает штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 Ответственность за фиктивную регистрацию граждан по месту жительства

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» одной из основных угроз государственной и общественной безопасности определена деятельность преступных организаций и группировок в различных сферах, в том числе, связанная с организацией незаконной миграции. Для реализации механизма противодействия незаконной миграции, определенной в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, одной из мер определено совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон N 5242-1) в ст. 2 определяет фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации как регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрацию в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо его регистрацию по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

При этом согласно положениям указанного Закона N 5242-1 место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

Законодательными актами, определяющими виды преступлений, правонарушений и ответственности в области миграции, являются Уголовный Кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ, а равно иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 322.2 УК РФ).

Согласно санкции указанной статьи ответственность за данное преступление предусматривает штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, статьей 322.3 УК РФ предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.

Согласно санкции указанной статьи ответственность за данное преступление наказывается штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом следует учитывать, что согласно примечаниям к данным статьям, лицо, совершившее указанные преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Предоставление доступа в жилое помещение при проведении ремонтных работ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Согласно пп. «е» п. 3 Правил техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме.

В соответствие с пп. «е» п. 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В случае, если доступ в помещение собственником не предоставлен, то вопрос обеспечения доступа к инженерным сетям возможно решить в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что в соответствие с п.1 ст. ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за причинение вреда по причине непредоставления доступа к общедомовому имуществу несет собственник помещения.

Компетенция органов прокуратуры Российской Федерации

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;

  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Старший помощник городского прокурора

Уберская Л.В.