Лужская городская прокуратура разъясняет
Изменены требования для дачи согласия на медицинское вмешательство и отказ от него
С 1 марта 2022 года для оформления информированного добровольного согласия на определенные виды медицинских вмешательств и отказа от них нужно использовать новый порядок.
В форме согласия указывают информацию о лицах, которым медики могут передавать данные о здоровье пациента не только при жизни, но и после его смерти. В форме отказа от вмешательства фиксируют возможные последствия данного шага. Раньше, медработник разъяснял их устно.
Утверждён перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 ноября 2021 года № 805н утвержден Перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
В данный Перечень вошли такие события как рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста, достижение ребенком определенного возраста, беременность, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, повергшегося воздействию радиации, получение статуса многодетной семьи, создание молодой семьи, установление опеки, потеря кормильца.
Приказ вступил в силу с 1 января 2022 года.
Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Глава 15 КоАП РФ дополнена статьей 15.48, в соответствии с которой платежным агентам и операторам связи грозит наказание, если они примут платежи:
- от физлиц в пользу организаторов азартных игр и лотерей
из «черных» списков ФНС;
- граждан и организаций в пользу иностранных IT-компаний
из специального перечня Роскомнадзора.
Нарушение запрета на заключение договоров с лицами из данных перечней предусматривает наказание для должностных лиц - штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, юридических лиц - от 25% до 40% платежа,
но не менее 5 млн рублей.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, при совершении кредитной организацией операций по переводу или трансграничному переводу денежных средств в адрес организаций из вышеуказанных перечней или заключение с ними договоров, должностному лицу грозит штраф
на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Законодателем установлены особенности доставки пенсий несовершеннолетним в целях недопущения списания средств для погашения долгов законных представителей
В соответствии с частью 18 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) в случае ими заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Доставка пенсии несовершеннолетним имеет особенности исходя
из того, что правом на пенсию обладает сам ребенок, а ее доставку возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя.
В связи с этим на практике возникают ситуации неправомерного списания денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним
и перечисленных на счет родителя, в счет погашения обязательств,
не исполненных его законными представителями.
Вместе с тем частью 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ предусмотрено открытие отдельного номинального счета в случае,
если законный представитель изъявит желание доставлять пенсию своего подопечного на свой счет в кредитной организации.
На средства, находящиеся на номинальном банковском счете,
не допускается обращение взыскания по долгам родителя (законного представителя).
В силу части 3 статьи 60 Семейного кодекса РФ родители при осуществлении правомочий по управлению имуществом ребенка обязаны соблюдать правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
Таким образом, при оформлении доставки пенсии, иных выплат несовершеннолетнего законным представителям следует учитывать указанные положения закона.
С 1 марта 2022 года в Трудовом Кодексе РФ закреплено понятие микроповреждение (микротравма)
С 1 марта 2022 года в Трудовой Кодекс РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.
Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию.
С 1 марта 2022 года ввели ответственность за незаконное использование ящиков для пожертвований
Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2021 N 468-ФЗ предусмотрена ответственность:
- за мелкое хищение с использованием ящика для сбора пожертвований. Дела рассматривают районные суды, протоколы составляет полиция;
- за несоблюдение НКО требований к ящикам для сбора пожертвований, порядка их установки и использования. Дела рассматривают мировые судьи, протоколы составляет Минюст.
С 1 июля 2022 года вводится ответственность за нарушение правил о реестре турагентов
На основании Федерального закона от 05.04.2021 N 64-ФЗ привлекут к ответственности:
- если туроператор не внесет сведения о турагенте, который продвигает и продает продукт этого туроператора, в федеральный реестр турагентов;
- турагент не передаст в реестр информацию о субагенте;
- турагент или субагент будут продвигать и продавать продукт, хотя в реестре нет данных о нужном для этого договоре;
- лицо, сведения о котором отсутствуют в реестре, будет заниматься турагентской деятельностью или у него не будет права на осуществление такой деятельности;
- турагент передаст исполнение поручения туроператора на продвижение и продажу продукта при отсутствии права на это.
С 26 января 2022 года отменили обязательную самоизоляцию для лиц, которые прибыли из ряда стран
Согласно постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2022 N 1 с 26 января отменили обязательную самоизоляцию для лиц, которые прибыли из ряда стран.
Тем, кто прибыл из Ботсваны, Зимбабве, Лесото, Мадагаскара, Мозамбика, Намибии, Танзании, Эсватини, ЮАР и Гонконга, больше не нужно соблюдать 14-дневный карантин и дважды сдавать ПЦР-тест. Постановление, которым вводили дополнительные меры, признали утратившим силу.
С 6 февраля 2022 года возмещать убытки владельцам земли будут по-новому
Согласно положениям постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 59 с 6 февраля возмещать убытки владельцам земли будут по-новому.
Вступает в силу правительственное положение о том, как станут возмещать убытки:
- при ухудшении качества земель из-за действий других лиц;
- ограничении прав собственников и арендаторов участков, правообладателей недвижимости на них и т.д.
Рассмотрим некоторые новшества по сравнению с действующими правилами (их отменят 6 февраля) и рекомендациями по расчету убытков.
Более подробно определили составы убытков. Например, в открытый перечень убытков, возникших из-за ограничения прав, включили 13 элементов. Среди них - возмещение за неотделимые улучшения, которые повредили или сделали недоступными для использования.
Уточнили: если убытки можно определить по соглашениям, бухотчетности, результатам экспертиз и прочим документам, не нужно проводить рыночную оценку. Это не касается случаев, когда есть споры о стоимости недвижимости или прав не нее, а убытки связаны с уменьшением рыночной стоимости таких объектов или прекращением прав на них.
Установили, как заключать соглашение о возмещении убытков. Его можно оформить на бумаге или в цифровом виде. В последнем случае документ нужно заверить квалифицированной ЭП.
По общему правилу соглашение должно содержать:
- сведения о сторонах;
- кадастровые номера недвижимости, в отношении которой возникают убытки;
- сведения о правах на такие объекты;
- причину убытков, их состав и денежный размер;
- форму, сумму и порядок возмещения (одним или несколькими платежами), в т.ч. срок выплаты, а в случае натурального возмещения - перечень имущества и работ, их рыночную стоимость и порядок предоставления;
- банковские реквизиты для зачисления денег.
Отметим, данное соглашение не единственное основание для возмещения убытков.
Внесены изменения в закон об увеличении пенсий военных пенсионеров
Федеральным законом от 25.02.2022 № 23-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с внесенными изменениями с 1 октября 2022 размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, составит 77,41% от размера указанного денежного довольствия.
Кроме того, законом установлена: с 1 января до 1 октября 2022 года ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, в размере 8,6% от назначенной пенсии, с 1 октября 2022 года для лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", и членов их семей - 4,6%.
Какие меры принимаются воспитательными колониями для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних?
Согласно части 2 статьи 23.1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», воспитательные колонии в пределах своей компетенции проводят работу по исправлению несовершеннолетних осужденных, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каких несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу?
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Существует ли административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан?
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» лица, виновные в нарушении Закона № 59-ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Так, согласно статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Допустимо ли доведение информации, содержащейся в обращении, до сведения должностного лица, на которого написана жалоба?
Статьей 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен прямой запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Получу ли я ответ на обращение, в котором не поставил свою подпись?
Отказ в рассмотрении письменного обращения по причине отсутствия в нем личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового (электронного) адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не дается. Однако если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В какой срок в органах прокуратуры разрешаются обращения ветеранов Великой Отечественной войны?
В соответствии с п. 5.1.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.